Приоритетные социально-экономические задачи

Среда, 21 ноября 2012 15:54  |  Автор 

Правительство Российской Федерации определило приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную до 2012 года и долгосрочную до 2020 года перспективу (Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1663-р и № 1662-р). Среди приоритетных задач особое место занимает задача развития материально-технической, кадровой и организационной базы реабилитационных учреждений для детей-инвалидов и принятие мер, направленных на создание комплексных многопрофильных центров реабилитации инвалидов. При этом Правительством Российской Федерации поставлен целевой ориентир, который заключается в достижении роста удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов 2020 году — до 50—60%.

Семьи с детьми-инвалидами (3524 детей-инвалидов на 01.11.2012 г. в Пензенской области) — это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им необходима государственная поддержка в виде «создания инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возращение к полноценной жизни».

Здоровье детей, а, следовательно, здоровье следующего поколения жителей трудоспособного возраста нашей области, вызывает сегодня серьезное беспокойство. Хронические заболевания выявлены у 22,1% детей, которые уже нуждаются в серьезных мерах по медико-социальной реабилитации. Практически каждый 2-ой ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, каждый 6-ой — хроническое заболевание, каждый 50-й инвалидность.

В настоящее время резко возросло число «пограничных» детей, у которых нет инвалидности, но спектр их проблем аналогичен и ведет к регулярным трудностям в обучении и общении со сверстниками. Если еще несколько десятков лет назад число таких детей было относительно невелико, то сейчас пограничный слой неимоверно увеличился: число таких детей в разы превышает количество детей-инвалидов. Все эти дети особенно нуждаются в интенсивной комплексной поддержке. Если вовремя не оказать им квалифицированную помощь, очень велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев — инвалидизации.

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений.

Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам — взрослым или детям — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению.

Государственное казённое учреждение системы социальной защиты населения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»(далее — Центр) является учреждением, осуществляющим на территории Пензенской области комплексную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

Центр создан в 2003 году. За время деятельности Центр значительно укрепил материально-техническую базу, благодаря участию в Федеральных и областных целевых программах, значительно расширил возможности для реабилитации детей с ограничениями здоровья. Разработаны новые методики в реабилитации детей-инвалидов. Выигран грант «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Российской Федерации за проект «Семьи с аутичными детьми-инвалидами — мобильная социальная поддержка».

В своей деятельности Центр руководствуется нормативными документами:

  • Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом 24.11.95 г. N 181-ФЗ «Об инвалидах»;
  • Конвенцией о правах ребёнка;
  • Национальными стандартами ГОСТ Р 52142-2003, ГОСТ Р 52143-2003,ГОСТ Р 53059-2008.

Центр имеет структурные подразделения: отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также «Школу для родителей».

Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками учреждения — оно продолжается и в семье больного ребёнка. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении  рекомендаций по реабилитации, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты. При этом от родителей требуется проявления особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии.

Право на реабилитацию должно обеспечивать полноценную жизнь ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности.

В Центре проходят реабилитацию и дети, стоящие на диспансерном учете. Это дети из отдаленных районов области, где нет просто врача-педиатра, не говоря о врачах узких специальностей. Эти дети педагогически запущены, имеют слабое здоровье, у них недостаточно сформированы навыки социального поведения. В основном, это дети из социально незащищенных семей, семей, где есть родители-инвалиды, семей по потере кормильца, опекунских семей, семей, где кто-то из родителей лишен родительских прав.

В 2012 году Центр принял участие в Национальной программе продвижения лучших товаров и услуг для детей «Лучшее — детям» в номинации «Социально-медицинские услуги». По итогам проведения экспертной оценки услуги Центр награждён Знаком качества «Лучшее – детям». Знак качества будет вручён учреждению 23 ноября 2012 г. в ЦВЗ «Манеж» г.Москва во время проведения международной выставки «Лучшее — детям»

Прочитано 4631 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Воронкова Елена Ивановна

Директор ГБУ ССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов»

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.