Алгоритм организации работы с аутичным ребенком и его семьей

Алгоритм организации работы с аутичным ребенком и его семьей
Жигина В.М.
Психолог

При организации и выборе подходов в работе с детьми, страдающими ранним детски аутизмом, мы руководствовались, в первую очередь, желанием помочь семье приспособить особенного ребенка к жизни в социуме и, более того, настроить здоровых сверстников на терпимое общение и оказание посильной помощи больному ребенку. Мы использовали ранее имеющийся в нашем центре опыт работы, также опыт работы РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москвы и других российских учреждений, а также частично зарубежный опыт.

I. Патронаж

1. Первичный патронаж с целью наблюдения за ребенком, установления контакта с семьей и сбора анамнестических данных.

2. Повторный патронаж с целью организации и проведения занятия с ближайшим окружением ребенка.

3. Промежуточный патронаж с целью вовлечения ребенка в совместное занятие.

II. Посещение отделения дневного пребывания на базе центра.

1. Организация пребывания по посещениям.

2. Организационный момент: ознакомительная экскурсия по центру, знакомство с ведущими специалистами и привыкание к помещению, где будут проводиться коррекционные занятия.

3. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с опорой на группу поддержки из числа здоровых сверстников.

III. Частичное посещение массовой группы.

1. Периодическое присутствие в группе в сопровождении одного из родителей.

2. Участие в выполнении режимных моментов (питание, прогулка, лечебные процедуры) в сопровождении психолога.

3. Увеличение времени пребывания в массе детей, участие в экскурсиях, досуговых мероприятиях, кружковых занятиях, музыкальных занятиях, физкультурных занятиях с учетом рекомендаций психолога.

IV. Посещение стационара на базе центра.

1. Пребывание в круглосуточном стационаре в сопровождении одного из родителей.

2. Участие в выполнении режима дня по подражанию за другими детьми, выполнение общепринятых норм и правил.

3. Выполнение назначенных лечебных процедур.

4. Участие в коррекционно-развивающих занятиях с группой поддержки.

5. Увеличение времени пребывания в массе детей, участие в экскурсиях, досуговых мероприятиях, кружковых занятиях, музыкальных занятиях, физкультурных занятиях с учетом рекомендаций психолога.

V. Пребывание в круглосуточном стационаре без сопровождения родителей.

1. Помощь в адаптации со стороны сотрудников всех структурных подразделений. Соблюдение сотрудниками рекомендаций со стороны психолога.

2. Организация сопровождения ребенка социальным работником на период адаптации.

3. Дальнейшее пребывание в центре с предоставлением различных видов помощи: стимулирующей, обучающей, направляющей, организующей.

4. Привлечение аутичного ребенка к оказанию помощи детям, имеющим выраженные ограниченные возможности с использованием системы поощрений.

5. Разработка рекомендаций для родителей на время между реабилитационными периодами.

6. Промежуточный патронаж с целью поддержания контакта с ребенком и семьей, проведения занятий в домашних условиях, оценки выполнения рекомендаций, их корректировки, оказания необходимой помощи семье.

Принципы групповой работы:

  • Создание группы поддержки для ребенка
  • Четкая структура занятия
  • Вовлечение ребенка в деятельность
  • Акцентирование внимания ребенка на происходящем. Постоянный комментарий, вербализация состояния.
  • Отзывчивость на инициативу ребенка
  • Создание ситуации выбора
  • Создание возможности для освоения различных ролей (наблюдателя, исполнителя, ведущего и т.д.)
  • Группа поддержки

    • Количество участников от 2 до 6 человек
    • Пол и возраст участников зависит от особенностей ребенка
    • Привлекаются дети с определенными особенностями развития и здоровые дети
    • Ведущий заранее ориентирует группу поддержки на темп и особенности аутичного ребенка

    Занятия в группе позволяют преодолеть негативизм

    У ребенка создается ощущение, что занимаются не с ним, а с другими, что внимание взрослого направлено не на него

    В группе ребенок быстрее и легче обучается по подражанию

    • Усваивает конкретные навыки
    • Усваивает систему отношений
Прочитано 3689 раз