Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента РФ

Вторник, 07 апреля 2015 13:23  |  Автор 

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента РФ (от 26.03.2008 г. № 404) в 2012 г. объявил о проведении конкурсного отбора программ субъектов РФ по программе Фонда «Право быть равным» для их софинансирования.

Целью проведения конкурса был отбор программ субъектов РФ по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов в общество.

Для участия в конкурсе была разработана и принята межведомственная комплексная целевая программа Пензенской области «Право быть равным» на 2012–2014 годы (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 01.10.2012 № 698-пП, главной целью которой - обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов.

На реализацию мероприятий Программы Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Пензенской области было выделено в виде гранта 9,9 млн. руб. федеральных средств, из которых более 3-х млн. руб. выделено государственному казённому учреждению системы социальной защиты населения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее – Центр), которое является одним из соисполнителей Программы.

Системный подход строился путем реализации мероприятий Программы по трем направлениям: "Особенный ребенок", "Семья с детьми-инвалидами", "В кругу друзей".

Центр реализовал мероприятия программы по направлениям «Особенный ребенок» и «Семья с детьми-инвалидами» направленные на оказание всесторонней помощи семье с ребенком-инвалидом, создание благоприятных условий для развития таких детей в условиях семейного воспитания, способствующих их успешной социализации и самореализации.

Реализация мероприятий Программы по данному направлению позволила:

  1. Сформировать базу данных о детях-инвалидах и семьях детей-инвалидов, получить аналитические данные о потребностях родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений и организаций социальной сферы.

  2. Организовать работу службы реабилитации детей раннего возраста, созданную в 2012 г.

    С 2012 года по 2014 год в Службе ранней помощи прошли реабилитацию 1198 детей в возрасте от 0 до 3-х лет.

    При поступлении на реабилитацию детей раннего возраста проводится диагностика уровня развития детей и оценка потребностно – мотивационной сферы родителей.

    Наибольшее количество выявляемых проблем связано с нарушениями у детей двигательной сферы, которые напрямую связаны с уже имеющимися нарушениями движений, тяжестью этих нарушений, либо с угрозой закрепления таких нарушений как постоянных. Также выявляется высокий уровень недостаточного развития игровой деятельности детей. Это связано как с реальной недостаточной физической активностью детей, так и с недостаточной информированностью родителей или ошибочными убеждениями, что «больной ребенок не может играть».

    По результатам проведенных диагностических процедур составляются индивидуальные программы реабилитации ребенка, выбираются определенные технологии работы.

    Наиболее успешной формой занятий с детьми и родителями являются индивидуальные занятия, с использованием личностно-ориентированных методов работы.

    Индивидуальные занятия направлены на развитие психомоторных функций ребенка и активизацию его речи, развитие мотивации к игровой деятельности, коррекцию и стабилизацию эмоционально – волевой сферы родителей, на социализацию семьи в целом.

    Занятия проводятся с использованием двигательно-экспрессивных, предметно – манипуляционных, вербально - коммуникативных, музыкально – ритмических, изобразительно – графических игр и смоделированных ситуаций с применением игровых приёмов, а также консультаций родителей.

    На основании первичной диагностики уровня развития ребенка и оценки потребностно-мотивационной сферы родителей составляются индивидуальные программы реабилитации, выбираются определенные технологии работы.

    В качестве наиболее эффективных методов и технологий зарекомендовали себя: лекотека, арттерапия, логоритмика, психологические приемы с использованием музыкального луча «Саундбим» (преобразование движения в музыку), аппаратная терапия с использованием аппаратов биологически обратной связи, сенсорного оборудования.

    С целью повышения качества оказываемых услуг детям раннего возраста. 4 специалиста Центра прошли обучение в НОДПО «Институт раннего вмешательства» и ЦНТИ «Прогресс» г. Санкт-Петербурга. Полученные знания помогут специалистам ранней помощи определять долгосрочные и краткосрочные цели функциональной реабилитации детей раннего возраста и проводить профилактику вторичных нарушений ребёнка с нарушениями развития.

  3. Разработать и апробировать инновационные программы и методики по реабилитации детей-инвалидов на базе экспериментальной площадки ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";

    В 2012-2014 гг. реабилитацию прошли 4855 детей и подростков с ограниченными возможностями. По итогам реабилитации выраженный эффект получили 90,6% детей и подростков с ограниченными возможностями, незначительный реабилитационный эффект -7,8 %, доля детей с отсутствием эффекта - 1,6 %.

  4. Внедрить инновационные методы реабилитации детей, страдающих аутизмом, в том числе метод иппотерапии, на базе Центра.

    В течение 2012-2014 гг. комплекс реабилитационных услуг получили 44 ребёнка, страдающих расстройствами аутистического спектра, в том числе 7 детей раннего возраста с аутоподобными расстройствами. В результате у детей раннего возраста появились первые навыки взаимодействия с педагогом, появилась незначительная мотивация к игровой деятельности; у детей старшего возраста – умение (неустойчивое) работать в команде, выполнять действия по подражанию, улучшилась концентрация внимания, снизилась тревожность и частота стереотипных движений.

    Специалисты Центра в составе комплексной мобильной бригады «Взаимодействие» в рамках проекта «Семьи с аутичными детьми-инвалидами: мобильная социальная поддержка» выезжали в муниципальные районы Пензенской области и предоставляли реабилитационные услуги детям, страдающим аутизмом, и их родителям на дому.

    С 2010 года в реабилитации детей с аутизмом эффективно используется метод иппотерапии. Занятия проводятся в весенне-летний период на турбазе «Никоново» Городищенского района Пензенской области. Участие в занятиях иппотерапией приняли 17 детей с расстройствами аутистического спектра.

    В результате занятий иппотерапией у детей наблюдается снижение тревожности, возрастает мотивация к исследовательской активности, улучшаются коммуникативные способности, увеличивается объём произвольных движений, улучшается эмоциональное состояние.

    Для обеспечения организации эффективной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра в 2012-2014 гг. квалификацию повысили 22 специалиста, участвующих в реализации мероприятий программы.

    В результате специалисты Центра получили представление о систематизации представлений о закономерностях развития эмоциональной сферы ребенка; диагностике эмоциональных нарушений; практическом освоении психотерапевтических стратегий и методов работы с различными видами эмоциональных нарушений у детей.

  5. Совершенствовать систему информирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

  6. Реализовывать программы активной поддержки родителей детей-инвалидов на базе областной Школы родителей детей-инвалидов Центра (ежегодно участие не менее 500 родителей детей-инвалидов).

    В целях организации сопровождения родителей детей-инвалидов, обучения их навыкам реабилитации детей в домашних условиях, ознакомления с новинками специальной литературы, формирования компетентности по правовым вопросам и т.д. на базе Центра создана и активно работает Школа для родителей.

    В 2012-2014 гг. в рамках «Школы для родителей» обучающий курс прошли 1757 семей /2581 родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

    Родители детей получили навыки массажа, лечебной физкультуры, обучены элементам водолечения, в том числе грудничковому плаванию в домашних условиях. Проведено консультирование родителей узкими специалистами: неврологом, ортопедом, офтальмологом, психиатром, врачом лечебной физкультуры.

    В рамках «Школы для родителей» проведено 16 заседаний клуба выходного дня «Калейдоскоп», в котором приняли участие 37 семей, воспитывающих детей-инвалидов.

    Кроме того, родители детей-инвалидов получили информационную помощь в виде методических рекомендаций, журналов «Жизнь с ДЦП», «Социальная реабилитация детей-инвалидов», информационно-практических журналов, методических рекомендаций и литературы по вопросам воспитания и развития ребёнка.

    В 2013-2014 гг. на базе отделения дневного пребывания Центра специалистами РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москвы, Института практической психологии «ИМАТОН» г. Санкт-Петербурга проведено 3 выездных обучающих семинара для родителей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП и аутизмом. Участие в семинарах приняли 43 семьи.

    В результате работы «Школы для родителей» возросла правовая и педагогическая грамотность родителей детей-инвалидов, что позволило обеспечить непрерывность реабилитационного процесса и применение полученных знаний и умений в домашних условиях.

  7. Привлечь большее число социально ориентированных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами. Привлечено 16 организаций. Центру было передано в безвозмездное пользование оборудование и инвентарь на сумму 131697,62 руб.

    В рамках реализации программы Центром приобретено и эффективно используется следующее реабилитационное оборудование:

    1. Тренажёр Гросса (для детей раннего возраста). Тренажёр позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, тренирует пространственную ориентацию ребёнка с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Тренажёр позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и активизацию подвижности суставов, и стимуляцию мышц. Эффективность реабилитационных мероприятий составляет 96% (при использовании в комплексной реабилитации).

      В результате применения дети быстрее вертикализуются, развивается пространственная ориентация, улучшается общая моторика.

    2. Нейро-ортопедический комбинезон «ФАЭТОН». Это мягкий ортопедический аппарат и нагрузочный тренажёр, влияющий на многократное усиление и коррекцию импульсов, направляемых в кору головного мозга, контролирующих общую моторику.

      Динамика достигается в 100% случаев использования комбинезонов. В результате применения мышцы больного ребёнка приводятся в тонус, близкий к физиологической норме, формируются правильные двигательные стереотипы, активизируются навыки передвижения.

    3. Спортивно-игровой комплекс «Ранний старт – люкс» («Паучок»). Это спорткомплекс, предназначенный для детей от рождения до школы. В первые месяцы жизни ребёнка он с успехом заменяет и трек для ползания, и дугу для игрушек, и манеж.

      В результате достигается вертикализация ребёнка, активизация двигательной и игровой деятельности, происходит укрепление мышечного тонуса развитие ловкости и координации движений. Эффективность достигается в 100% случаев, т.е. у всех детей.

    4. Реабилитационная Альфа СПА-капсула. Предназначена для использования в комплексной реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, соматическими заболеваниями. Оказывает благотворное тепловое и полисенсорное воздействие на ребёнка; осуществляется релаксация и профилактика эмоциональных стрессов.

      Эффект достигается в 100 % случаев применения.

    5. Аппарат гипоксетерапии «Горный воздух». Применяется в реабилитации детей соматическими заболеваниями, заболеваниями сердечнососудистой и нервной систем. В результате происходит улучшение иммунного статуса; улучшение регуляции кардио - респираторной системы и сосудистой системы. Эффект достигается в 100 % случаев применения.

    6. Аппартно -программный комплекс «Класс здоровья – Малыш» («Статус», «Волна», «Экватор»). Применяется в реабилитации детей с заболеваниями нервной системы, в том числе ДЦП, а также детей с логоневрозом, заиканием, повышенной тревожностью, незрелой эмоционально-волевой сферой. В результате применения значительный эффект достигается в 88 % случаев.

    7. Параподиумы, вертикализаторы, опоры для нижних конечностей и туловища.

      Используются в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Это многофункциональные устройства, используемые в долгосрочной реабилитации детей-инвалидов с различной патологией.

      Используются несколько парародиумов и вертикализаторов («Далматинчмк», «Ёжик», «Слонёнок Нук») Наибольший эффект достигается у детей раннего возраста. В результате дети вертикализуются, учатся сидеть и стоять с опорой. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается мышечный тонус, развивается общая моторика.

      Кроме реабилитационного оборудования, в рамках программы, получено и эффективно используется реабилитационный и развивающий инвентарь: полифункциональные наборы для детей, применяемые в работе психологов, специалистов по социальной работе, дефектологов.

      Использование в реабилитации детей указанных методов и технологий способствует расширению спектра предоставляемых услуг детям с ограниченными возможностями и их семьям, значительно улучшает их качество, позволяет проводить реабилитационные мероприятия на современном уровне с использованием новейших технологий.

Прочитано 1302 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Воронкова Елена Ивановна

Директор ГБУ ССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов»

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.